28.02.2023 Публикации

5 Лучших практик для успешной стратегии управления мастер-данными

В мире, насыщенном данными, управление ими – уже не вопрос будущего, а обязательный ежедневный процесс, который необходим предприятиям любого размера для получения прибыли и роста эффективности. Чтобы справиться с этой задачей, компании обращаются к системе управления мастер-данными (master data management - MDM) или, как они еще называются, - основными данными.

Потребность в разработке стратегии MDM тесно связана с назревшей необходимостью цифровой трансформации бизнеса. Этот процесс сопровождается накоплением и умножением десятков, иногда сотен различных приложений и систем, которые генерируют и используют данные. Сведения передаются от отдела к отделу, от бизнеса к бизнесу и в конечном итоге фрагментируются, повреждаются, дублируются…

В таких обстоятельствах использование данных становится все более трудным, если не сказать – невозможным. Причем это касается не только сложных проектов! Даже выявление наиболее прибыльных клиентов или высокомаржинальных продуктов является невыполнимой задачей, если не научиться управлять мастер-данными.

Что такое основные данные и для чего ими управлять?

Основные данные — это данные, содержащие ключевую информацию о бизнесе: о клиентах, товарах, поставщиках, сотрудниках, персонале, технологиях и других объектах, без которых предприятие не сможет работать. Главным отличием мастер-данных от оперативных, транзакционных данных является их относительное постоянство.

Управление мастер-данными — это набор процессов, инструментов и стандартов, регулирующих целостность, непротиворечивость и качество основных данных, призванный помочь предприятиям получить комплексное видение своего бизнеса и извлекать пользу из своих данных.

Чтобы понять, что представляет собой управление основными данными, представьте водопровод в доме. Система спроектирована таким образом: существует единый источник – водохранилище, и из него вода беспрепятственно течет в краны вашей кухни, ванной комнаты и других мест, где она требуется.

Также и с данными: к единому справочнику (хабу данных) подключено множество каналов и линий: программное обеспечение, информационные панели, базы данных и т.д. Как вода попадает в разные помещения дома, данные попадают в различные подразделения компании: к руководству, HR, производству, маркетологам и финансистам.

Основываясь на данных, сотрудники решают самые разнообразные задачи:

  • Планирование маркетинговых кампании
  • Анализ эффективности продаж
  • Бюджетирование и прогнозирование
  • Сокращение расходов
  • Запуск нового бизнеса или продуктовой линейки
  • Новые инициативы в области взаимодействия с клиентами


Сила мастер-данных заключается в том, что их можно беспрепятственно использовать, но изменять можно только в одном месте – в хабе. Таким образом, мастер-данные любого уровня являются унифицированным источником достоверной информации, которая не дублируется.

Почему управление мастер-данными критически важно
для успешного бизнеса?

Очень часто из-за недостатка опыта и компетенций организации допускают ошибку, рассматривая управление мастер-данными в основном как ИТ-проект. Однако данные больше не являются исключительно ИТ-активом. Это организационный актив, способный повлиять на бизнес в целом.

Компании, которые не используют MDM, рискуют столкнуться с серьезными трудностями при развертывании стратегии работы с информацией: фрагментация данных, ухудшение их качества, дублирование сведений, ведущее к резкому росту затрат на хранение, ошибки интерпретации и отсутствие координации при принятии решений между различными командами. Без доступа к надежным данным каждый отдел в организации будет бороться с некачественной аналитикой, неэффективными рабочими процессами и очень недовольными клиентами.


Лучшие практики управления мастер-данными

Для эффективного внедрения проекта MDM вам необходимо:

#1 – Согласовать цели MDM с целями компании

Чтобы проект по управлению мастер-данными полностью реализовал свой потенциал, он должен быть разработан в соответствии со стратегическими целями компании. Сосредоточьтесь на тех данных, которые имеют решающее значение для ваших бизнес-процессов.


#2 – Обеспечить качество и согласованность данных

Закрепление регламентов работы с данными и централизация информационных активов компании в единых справочниках убережет бизнес от дорогостоящих ошибок. Чтобы стратегия MDM имела долгосрочный эффект, важно установить стандарты качества данных в масштабах всей организации, закрепить порядок и сроки актуализации, а также проводить обучение по качеству данных для людей, ответственных за внесение, хранение и изменение информации.


#3 – Внедрять культуру работы с данными среди сотрудников

Данные становятся мертвым грузом, если ими не пользоваться. Ключевой принцип MDM состоит в том, что данные становятся инструментом, на который могут полагаться все подразделения компании. Чем больше данные применяются, тем более они обогащаются и тем большую ценность несут.

Кроме того, только владельцы бизнес-процессов точно знают контекст и нюансы своих данных, поэтому они обязательно должны быть вовлечены в управление ими. Если работой с данными занимается исключительно узкая группа (например, ИТ-отдел), может быть упущена важная для бизнеса информация.


#4 – Интегрировать управление данными в бизнес-процессы

Внедрение необходимого количества политик управления и определение организационной структуры данных обеспечивает надежное администрирование на протяжении всего их жизненного цикла от сбора до удаления и помогает избежать их неэффективного использования.


#5 – Заранее подумать о масштабировании

Поскольку количество источников основных данных и объем записей растут в геометрической прогрессии, ищите инструменты, которые позволили бы автоматизировать обнаружение и каталогизацию новых данных.


По данным Gartner - ведущей мировой исследовательской компании, неверные данные о клиентах могут стоить компании 30% ее годового дохода. Привлечение консалтинговой компании позволит внедрить действенную систему управления мастер-данными в наиболее короткие возможные сроки и сократить потери бизнеса.



Кому подходит внедрение MDM (НСИ)?

Любой компании, у которой много регламентированных процессов, каталогов, департаментов:

  • Розничная торговля, крупные e-com магазины
  • Производственные предприятия, гос корпорации, ТЭК
  • Для компаний, работающих по 223 ФЗ и 44 ФЗ