Согласно модели, существует 5 уровней
BI-зрелости компаний:
- Неосведомленный (Unaware)
На этом уровне аналитика реализуется стихийно, не существует сформированных процессов или практик принятия решений, данные разрознены. Обычно руководители разово запрашивают отчетность, а пользователи предоставляют ее с помощью любого доступного инструмента.
- Оппортунистический (Opportunistic)
Происходит разделение аналитики по бизнес-подразделениям для оптимизации конкретных процессов или принятия тактических решений. Каждое подразделение имеет собственные инструменты аналитики и показатели эффективности, но использует их малое количество сотрудников. В компании практически не занимаются моделированием процессов, и это ведет к разрозненности отчетности и отсутствию централизованных решений.
- Стандартизированный (Standarts)
Руководители поддерживают BI-инициативы и контролируют проекты в рамках нескольких бизнес-процессов, которым необходим общий анализ и инструменты (например, финансовые или маркетинговые процессы). Большинство компаний такого уровня создают Центры компетенции BI и начинают формировать стандарты инфраструктуры, хранилищ данных и инструментов BI. Процесс принятия решений становится более согласованным, но, в основном, аналитика используется для поддержки только ведущих бизнес-подразделений и полноценно не согласуется с глобальной стратегий компании.
- Корпоративный (Enterprise)
Топ-менеджмент вовлечен в процессы BI и осознает важность аналитики. Разработана система корпоративных показателей эффективности. Стратегия развития BI согласуется с общей стратегией развития компании. Аналитика поддерживает кросс-функциональные процессы принятия решений в масштабе всей компании. Все, от аналитиков до бизнес-пользователей и руководителей высшего звена, используют централизованную систему бизнес-аналитики и в принятии решений руководствуются единой версией правды. Центры компетенций BI становятся Центрами передового опыта.
- Трансформирующий (Transformative)
На этом уровне бизнес-аналитика становится стратегической инициативой, совместно управляемой топ-менеджментом и ИТ. В компании есть главный аналитик (CAO) или директор по данным (CDO). Компания рассматривает данные как актив и использует BI для увеличения прибыли, повышения эффективности и улучшения уровня обслуживания клиентов. На пятом уровне основное внимание уделяется быстрому реагированию на меняющиеся условия рынка, формированию конкурентных преимуществ и принятию стратегических решений (подход «извне-внутрь», outside-in), в то время как компании с более низким уровнем зрелости сосредоточены на внутренних процессах.
Оцените, на каком уровне находится ваша компания согласно модели Gartner. Представление об уровне зрелости поможет вам наметить базовое направление развития, которое принесет результаты.