Часто некорректная маркировка начинается с некорректной номенклатуры, где перепутаны позиции, есть дубли и пересортица.
Чтобы понять, откуда берутся ошибки, немного отвлечемся от маркировки и поговорим об организации работы в ритейле. На предприятиях торговли ведется работа с большими объемами данных - сложной номенклатурой с огромным числом позиций. Приемка товаров часто ведется большими партиями, и этому сопутствует необходимость оперативного оформления первичных документов.
Если эта работа не регламентирована, и ее ведут разные сотрудники, обязательно возникают ошибки в названиях и группах, дубли, неверное количество продукции на остатках, пересортица и прочие неточности в номенклатуре. Так как для крупной компании приемка и отгрузка – процесс практически непрерывный, ошибки нарастают, как снежный ком.
Если опираться на такую ненадежную, полную неточностей номенклатуру при работе с маркировкой – не избежать штрафа. Ошибки из номенклатуры попадают в электронный документооборот с поставщиками, продукция, в том числе подлежащая маркировке, учитывается некорректно.
Отдельно стоит рассказать об учете алкогольной продукции. Каждая бутылка крепкого алкоголя должна учитываться помарочно, то есть, заменить одну бутылку на другую аналогичную – нельзя. При этом бывают случаи, когда поставщик отправил не ту бутылку, которая указана в накладной. Если не отследить это на этапе приемки и не сделать возврат, бутылка не пройдет по кассе, и клиент магазина, возможно, уйдет без покупки.
Кстати, штрафы при неправильном учете можно получить не только за неправильную маркировку, но и за нарушения правил дистрибуции алкогольной продукции. Если товары сгруппированы с ошибками, например, пиво попало в категорию «Напитки» без группы «Алкоголь», ограничение на продажу ночью не сработает, и товар можно будет провести по кассе. Проводя аудит для клиентов, команда Qlever Solutions сталкивалась с ситуацией, когда виски оказывался в группе средств для мытья посуды.